(114)

16
ноября
2016
Смешанное обучение, конспект мастер-класса 8 ноября

_mg_9307

8 ноября в офисе компании AB Soft прошел мастер-класс по смешанному обучению для учителей. Мероприятие прошло по следам конференции mini -EdCamp для учителей: информатика, информатизация. В результате опроса учителей мы узнали, что самой интересующей темой мастер-класса является смешанное обучение. О нем и рассказала Вера Любченко — преподаватель Института компьютерных систем Одесского национального политехнического университета. С 2000 года она использует ИКТ в учебном процессе для разных форматов обучения (поддержка очного обучения, смешанное и дистанционное обучение) и является автором дистанционного курса для преподавателей вузов «е-Викладач майбутнього».

Мы сделали для вас конспект мастер-класса, на случай, если вы не смогли посетить мероприятие или хотели бы вспомнить о чём говорил спикер.

Здесь вы можете посмотреть презентацию и фотографии.

 

Зачем оно нам надо? Ведь по факту это дополнительные затраты времени преподавателя и учеников, хотя обычно обещают экономию.

Проблемы: детям нужно учиться с заделом на будущее. Содержание аналоговых носителей и методик устаревает. Мировые технологии уже далеко впереди. Дети начинают пользоваться гаджетами уже с малых лет, а в школе для них дискомфортный мир. Доской и мелом не победить компьютерные игры. Не победить те сообщества, которые создаются с помощью цифровых носителей и медиа.

Мы попытаемся с этим побороться, есть методики. Всё это – попытка смоделировать face-to-face обучение с помощью гаджетов и электронной среды (интернета).

Первое дистанционное обучение было на базе всем нам знакомого заочного с помощью обычной почты. ЕШКО. Общение в классике дистанционное не предусматривает прямого контакта учителя и ученика.

В наших школах нельзя вести полностью дистанционное согласно законодательству, поэтому всё что мы можем – это смешанное.

Далее привязали ТВ для того, чтобы передать какие-то эмоции от преподавателя: шли уроки-передачи.

С появлением компьютера: подключили электронную почту. Потом сайты с картинками. Потом добавили видео: набор медиа-возможностей возрос.

Далее – отвязать учебу от стационарного места с модемом. Использование разных гаджетов. Не происходит методических изменений. Материал дробится на менее длинные куски, чтобы можно было быстро загрузить и посмотреть между точками WiFi.

Далее – вебинары. Та же говорящая голова, что и на ТВ и в видео на сайтах, только в реальном времени.

Сейчас стадия – учебные миры, виртуальные обучающие миры. Дополненная реальность, виртуальная реальность – это туда. Геймификация. Это снова попытка победить увлекательность компьютерных игр увлекательностью обучения.

Обучение с ИКТ несет и обновленные ценности в обучении. Мы должны учить детей учиться, а не просто донести до них факты. Среда вообще не готовит детей к тому, чтобы обрабатывать информацию. Ребенок сталкивается с большим количеством информации в интернете, у него есть доступ вне зависимости от нашего желания. Мы должны научить его просеивать инфу. Пример – история Украины. Поток большой, информация очень разная, они должны уметь фильтровать.

Обучаем обмениваться и работать вместе. Это важно на уровне школы, потому что студенты не умеют этого, мы заметили в универе.

У детей есть необходимость в новых знаниях. Нужны такие навыки, которые будут нужны дальше в жизни. Посмотрите список профессий, которые будут востребованы в 2025 году. 80% из них сейчас не включены в перечни специальностей вузов. БОльшая часть из них – на стыке дисциплин и во всех нужны навыки работы с электронными медиа.

Электронное обучение не может существовать отдельно от учебного процесса. При всей технологичности без преподавателя до конца электронного курса доходит только 30% студентов, причем это не зависит от платности\бесплатности. Никто пока что никто не может объяснить эту волшебное число. Роль преподавателя – подталкивать, быть моторчиком.

Времязатраты на обучение не уменьшаются ни со стороны ученика, ни со стороны учителя. Уменьшаются только затраты учебного заведения.

Когда вы отправили учеников в интернет на поиск информации для реферата – это уже смешанное обучение.

ВАЖНО: информация сама по себе не является учебным материалом. Методички, планы и тому подобное, которые мы хотим просто выложить в интернет. Это только ваши материалы, которые оживают вместе с вами. Неважно, это G Suite for Education или Moodle, без вашего участия это не сработает. Это как дать книжку без картинок тому, кто привык жить в компьютерной игре.

Вы каждый день сражаетесь с компьютерной игрой за внимание ученика.

При планировании курса сначала цели и задачи курса по smart. Нам просто формулировать когнитивные цели: что должен знать, что должен уметь. Но есть еще эффективные цели – как воспринимает, как использует то, чему научился. Физика не должна остаться в памяти ученика как четыре года ада. Он может запомнить, что игры тоже созданы на основе физики, например.

Проще создавать интерес вместе с другими учителями, объединяя дисциплины, например.

Для разворачивания какой-то платформы нужны ресурсы: сервер, сисадмин, который будет оставлять туда модули, защита, облако, помощник, чтобы переводить те же лабораторки в электронную форму (иногда нужен дорогой программист). Можно привлечь старшеклассников для этих задач, а для них это будет фан, опыт, практика.

Разнообразие. Даже если вы придумаете классную штуку, то на третий раз это все равно надоедает. Нужно чередовать действия, технологии, даже самые классные. После третьего онлайн-теста всем надоест.

Дать заранее ученикам roadmap: чтобы они узнали, что и как им нужно делать. Проговорить свои ожидания от них, потому что ученики не обязаны догадываться, что имел в виду любимый преподаватель.

В курсе каждый блок должен сопровождаться проверяющим заданием, и мы не двигаемся дальше, если не усвоили предыдущий материал.

Что включать в программу?

Обсуждение (перевернутый класс) – когда ученики сами изучают фактический материал. Очень классно использовать видео, бывают классные ролики, например, по физике есть на youtube. Там харизматичный дядька, который использует для демонстрации хорошее оборудование, и такие возможности есть далеко не у всех преподавателей.

Мы против кейс стади, потому что он дает слепое непонятное решение, которое не факт, что будет работать в другом случае.

Проект – хорошо. Вовлекает детей в применение. Проект – это реальная задача с результатом, а не сферическая машина в вакууме из пункта А в пункт Б, которого в принципе не существует. Опять же, проекты могут постепенно составить портфолио ребенка.

Исследования – часть детей от них реально тащатся, олимпиадники.

Оценивать и мониторить обучение. Не только результаты, но и сам процесс. Насколько комфортно ребенку. Кому-то будет одиноко, если преподаватель оставил его один на один с гаджетом. Активности в курсе включают как средства обучения, так и средства оценки. Если нет оценки, то возникает вседозволенность от бесконтрольности.

Для больших групп лучше асинхронные средства. Для общения один на один, типа помочь сделать какое-то задание, тогда есть смысл работать синхронно, как и в малых группах.

Реальный опыт:

Модуль для кроссвордов на Moodle, пошли на ура, но для этого нужно было установить модуль.

Все определения, картинки, важные термины я даю в электронном виде.

Даю модульные контрольные на дом с такими заданиями, на которые списать ответы невозможно. Причем система миксует вопросы, так что нет шансов смухлевать.

ВОПРОС: Хорошо ли то, что дети собираются в группы для того, чтобы решать такие контрольные коллективным разумом?.. Мы же не можем отследить результат каждого.

Но зато они тренируют softskills, работу в команде, обсуждают материал, делают хотя бы рерайт материала, т.е. вникают. А если тупо списали, то это заметно и оценка просто делится на всех. Нет смысла и желания тратить учебное время на контрольные в классе.

Хороший опыт есть в microsoft office – one note class, возможностей не меньше чем в гуглоформах.