(76)

13
февраля
2017
Вера Любченко о проблемах ИТ-образования

it's trivia day!

Когда внешние критики и сочувствующие говорят о проблемах ИТ-образования, то чаще всего как болевую точку упоминают устаревшие программы с избытком гуманитарных дисциплин. Насколько верным является такое представление? Давайте разберемся.

В период с 2007 по 2010 год были обновлены стандарты подготовки ИТ-специалистов. На тот момент в стандартах прописывались не только необходимые знания, умения и навыки, а и состав цикла нормативных дисциплин (до 70% учебного плана) и содержательные модуль нормативных дисциплин. Если проанализировать стандарты, то можно обнаружить, что они соответствуют рекомендациям ACM. Да и интересы работодателей учитывались, в каждой научно-методической комиссии, разрабатывавшей стандарты, были представители индустрии.

Где же происходит сбой? Ощущение старости возникает от содержательного наполнения и исполнения отдельных дисциплин. И что удивительно – даже нормативных дисциплин, предписанное общее содержание которых вполне актуально. Почему так? Потому что стандарты подготовки и разнообразные рекомендации – это ворох бумаги, а исполнение дисциплины зависит от преподавателя. Мотивация преподавателя вкладывать свои время и творчество в учебные дисциплины на нуле, об этом много говорили и без нас. Но встречаются фанаты своего дела, желающие быть в тренде, знающие о Stack Overflow, и по другим параметрам не совпадающие с портретом преподавателя, которого принято осуждать и над которыми считается круто насмехаться. Что же с ними?

Возьмем простой пример. Предположим, у нас дисциплина о проектировании программной архитектуры. И что же сейчас в моде? Микросервисы – о них говорят на конференциях, выпускают аналитические отчеты, в Интернете масса статей с разборами кейсов. Бери и используй.  Но как же, «Низ-з-зя!» — говорят нам на это «Ліцензійні умови провадження освітньої діяльності закладів освіти». У нас «Архитектура и проектирование ПО» нормативная? Ага, значит библиотека должна предоставить студентам книги по дисциплине из расчета одна книга на 5 студентов. То есть если у нас лицензионный набор 100 человек, то должно быть не менее 20 бумажных книг по дисциплине, доступных студентам в библиотеке. И лепи, дорогой преподаватель, свой курс из того, что есть в библиотеке, потому как этот факт может быть подвергнут перекрестной проверке по 5 (может и больше) источникам. А по поводу микросервисов… Читайте Дюма: «Вся человеческая мудрость заключается в двух словах: ждать и надеяться».

Хорошо, говорят нам, преподаватели – это сдохшая лошадь, но можно же привлечь практикующих специалистов к преподаванию, причем не к заунывному чтению лекций, а к практике. Кто сможет лучше провести практические занятия, например, по объектно-ориентированной разработке для бакалавров, чем специалист, имеющий опыт в этой самой объектно-ориентированной разработке. Допустим, мы нашли такого фаната, который готов буквально за «спасибо» работать с молодежью в холодном корпусе. В соответствии с «Ліцензійними умовами провадження освітньої діяльності закладів освіти», чтобы быть допущенным к проведению занятий, человек должен за последние 5 лет выполнить не меньше 3 пунктов из 16, перечисленных в «умовах». И если практикующий специалист не сможет предъявить 5 профильных публикаций, 3 методички и кураторство (или другое сочетание 3 достижений из 16), то к учебному процессу его просто не допустят.

Что касается избытка гуманитарных дисциплин, то здесь тоже не все очевидно. Лет  10 назад эти дисциплины съедали 15% учебного плана, сейчас они занимают порядка 10%, хотя потенциально могут быть ужаты до 5%. Однако, давайте подумаем. ИТ-индустрия настойчиво напоминает о важности воспитания soft skills и основ финансово-маркетингово-продажной грамотности. Так что естественными воспитателями здесь могут стать именно гуманитарные дисциплины. Но для этого необходимо изменить содержание привычных и начитанных дисциплин, или еще хуже – разработать новые дисциплины. И мы опять возвращаемся к преподавателям, их мотивации и доступных им возможностям.

Сейчас идет процесс разработки новых стандартов подготовки специалистов, Министерство планирует в этом году завершить разработку стандартов для всех специальностей подготовки бакалавров. Новые стандарты предоставят вузам большую свободу формирования образовательных программ. Но при этом вузы остаются с теми же кадрами, материально-техническим обеспечением и лицензионными условиями, здесь изменения не ожидаются. Вы уверены, что после обновления разговоры об «устаревших программах» прекратятся?